Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 29 человек

Август 2019

Дата: 14 августа в 12:41

ЗАЩИТА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Государственная поддержка семьи выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики Республики Беларусь и одной из основ демографической безопасности. Состояние института семьи, степень его устойчивости являются важнейшим индикатором демографического «здоровья» государства.

В нашей стране создана и действует стабильная система мер  поддержки материнства и детства.

Социальная защита матери и ребенка, укрепление института семьи в Гомельской области

Предоставление правовых гарантий начинается с рождения ребенка. Так, работающей матери, другим родственникам, членам семьи ребенка предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, с сохранением рабочего места.

Меры, направленные на усиление материальной поддержки семей с детьми, планомерно реализуются в виде предоставления государственных пособий. Действующей системой государственных пособий в органах по труду, занятости и социальной защите области охвачено 20,5 тыс. детей.

За период нахождения родителя в социальном отпуске выплачивается пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, причем независимо от доходов, т.е. практически всем семьям. 

С 2013 года размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увязан со среднемесячной заработной платой работников в республике (СЗП).

Справочно:

С 1 августа 2019г. размеры пособий  по уходу за ребенком  в возрасте до 3 лет составляют: на первого ребенка 35% СЗП –  376,11 руб.;  на второго и последующего 40%  – 429,84  руб.; на ребенка-инвалида 45% – 483,57  руб.

Для граждан, проживающих на загрязненных территориях, размер данного пособия составляет 150% от установленного.

  Значительны и суммы  единовременной помощи в связи с рождением первого ребенка, а также второго и последующих детей.  Это соответственно 10 и 14 бюджетов  прожиточного минимума в среднем  на душу населения  (с августа 2019 года – 2309,10  руб. и 3232,74 руб. соответственно). 

В 1 полугодии 2019 года  в регионе назначено 2,3 тыс. единовременных пособий и 5,4 тыс. ежемесячных пособий (по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет – 1,8 тыс.; на детей старше 3 лет отдельным категориям – 2,2 тыс.; на детей от 3 до 18 лет в период ухода за ребенком в возрасте до 3 лет – 940; по уходу за ребенком-инвалидом – 440 тыс.).

Особое внимание уделено поддержке многодетных семей, воспитывающих троих и более детей в возрасте до 18 лет. Всего в области проживает более 17 тыс. многодетных семей. В течение 2019 года выдано около 500 удостоверений многодетной семьи.

С 2015 года в Республике Беларусь реализуется масштабная программа долгосрочной поддержки многодетных семей – семейный капитал - в размере 10 тыс. долларов США при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей.

В 1 полугодии 2019 года на Гомельщине вынесено более тысячи решений о назначении многодетным семьям семейного капитала. Всего за время действия программы в ОАО «АСБ Беларусбанк» открыто более 11 тыс. депозитных счетов.

На усиление государственной поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, направлена система государственной адресной социальной помощи.

В течение 6 месяцев 2019 года  государственную адресную социальную помощь  в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий получили 2,2 тыс. семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, на сумму 2,17 млн. руб., 3,1 тыс. детей в возрасте до двух лет обеспечены продуктами питания в сумме 1,83 млн. руб.

В области развита сеть государственных учреждений социального обслуживания, предлагающая семьям и гражданам широкий спектр социальных услуг. Сеть представлена 25 территориальными центрами социального обслуживания населения и  городским центром социального обслуживания семьи и детей.

Одним из направлений работы центров является оказание социально-психологической, социально-реабилитационной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

         Кроме того, центрами предоставляется услуга почасового ухода за малолетними детьми (няня). Услуга предоставляется бесплатно для семей, воспитывающих 2-х и более детей, родившихся одновременно (до исполнения 3-х лет) и для отдельных категорий семей, воспитывающих ребенка-инвалида (до исполнения ребенку 4-х лет). Всего в области работает 217 нянь. 

Справочно: За 6 месяцев 2019 года услугой няни воспользовалось 253 семьи. Из общего количества семей, получивших услуги няни: 2 семьи, воспитывающие троих и более детей, родившихся одновременно, 223 семьи, в которых родилось двое и более детей одновременно, 26 семей, воспитывающих ребенка-инвалида, 2 семьи, в которых оба родителя (либо родитель в неполной семье) являются инвалидами 1 или 2 группы.

Созидающая роль матери, позитивные жизненные ориентиры детей – это тот фундамент, без которого невозможно укрепление престижа семьи, духовное развитие общества. Именно поэтому в нашей стране для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетным является устройство на воспитание в семью.

По состоянию на 01.01.2019 в Гомельской области насчитывается 3678 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целом достигнуты положительные результаты работы по их устройству на воспитание в семьи. Так, в замещающих семьях воспитываются 2943 ребенка или 80 % от их общего числа.

По охвату детей семейными формами воспитания наша область лидирует в республике. Так,  1693 ребенка проживает в 1341 опекунской семье. Кроме того, в области работает 531 приемная семья (в которых воспитывается 904 ребенка) и 48 детских домов семейного типа (в которых воспитывается 301 ребенок-сирота).

Государством постоянно поддерживаются такие семьи, в том числе путем осуществления ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемные родители выполняют непростую задачу. Они должны не только воспитывать детей и обеспечивать им достойные условия проживания, но и защищать права и законные интересы своих подопечных. Для этого родители тесно сотрудничают с педагогами школ и дошкольных учреждений.

В настоящее время функционирует 2 интернатных учреждения для детей-сирот: Гомельский и Мозырский детские дома. Кроме того, дети-сироты проживают в Улуковской и Бабичской вспомогательных школах-интернатах. Их контингент составляет менее 10% от общего количества детей данной категории.

В целях облегчения адаптации несовершеннолетних к интернатным учреждениям поддерживается инициатива граждан, принимающих детей на выходные дни.

Охрана здоровья матерей и детей

Решение задач по охране здоровья матери и ребенка в Республике Беларусь осуществляется на государственном уровне в соответствии с Законами «О здравоохранении», «О правах ребенка», другими законодательными и нормативными правовыми актами, согласно которым каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь в мирных, безопасных и достойных условиях, а также право на охрану и укрепление здоровья.

Здравоохранение Гомельской области представлено развитой сетью медицинских учреждений, создана и эффективно функционирует разноуровневая система оказания помощи матерям и детям. Разработаны алгоритмы межрегионального взаимодействия, позволяющие на достаточном уровне и в необходимых объемах оказывать первичную, специализированную и отдельные виды высокотехнологичной медицинской помощи женщинам и детям, что позволяет значительно снизить риски летальности.

Материнство – ответственный шаг, требующий огромных физических и духовных сил. Нередки случаи, когда женщина испытывает определённые сомнения и страхи, связанные с этим.

В женских консультациях организована работа по консультированию врачами-специалистами (акушерами-гинекологами, психологами) женщин, желающих прервать беременность.

Совместная работа врачей-акушеров-гинекологов, волонтеров, представителей религиозных конфессий позволила в первом полугодии  2019 года сохранить 603 первично нежеланные беременности (в 1-м полугодии 2018 года – 577).

Основными причинами абортов являются: в отдельных случаях недостаточная информированность в вопросах сексуальной культуры, недостаточно ответственное отношение женщин к своему здоровью, крайне низкая ответственность мужчин за предотвращение нежеланной беременности у женщины.

Одним из основополагающих принципов охраны здоровья женщин является обеспечение принципов безопасного материнства, включающих как качественное дородовое наблюдение, так и оказание всех видов помощи при родоразрешении и в послеродовый период женщине и ребенку. К важным аспектам безопасного материнства относится обращение беременных женщин к врачу акушеру-гинекологу как можно в более ранние сроки.

Учреждениями здравоохранения проводится разбор и анализ каждого случая детской смертности, в том числе от внешних причин, оценивается качество оказания медицинской помощи, преемственность всех этапов ее организации.

До недавнего времени одной из актуальных задач развития здравоохранения в Гомельской области являлось создание единого современного медицинского центра по оказанию специализированной помощи детскому населению региона.

В минувшем году под контролем Главы государства завершена реализация проекта «Реконструкция детской областной клинической больницы в г.Гомеле». В настоящее время это современная детская многопрофильная клиника мощностью 552 койки с 15 лечебными отделениями и диагностическими подразделениями, с возможностью оказания медицинской помощи по основным профилям соматической и хирургической патологии детям от 0 до 18 лет. Проведена полная информатизация всех структурных подразделений с ведением электронной базы пациентов. Установлена современная дорогостоящая медицинская техника – компьютерный и магнитно-резонансный томографы (центр коллективного пользования, где проходят обследование все дети города и, при необходимости, области); в круглосуточном режиме работают детский травмпункт, кабинеты экстренной хирургической и ЛОР помощи, лаборатория, отделение ультразвуковой диагностики, эндоскопическое отделение (осуществляется удаление инородных тел из дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта); операционный блок на 5 операционных, отделение интенсивной терапии и реанимации.

Развертывание в структуре больницы областной детской консультативной поликлиники позволило объединить на одной базе детских врачей-специалистов по основным профилям (аллерголог, гастроэнтеролог, гинеколог, детский хирург, кардиоревматолог, невролог, нефролог, травматолог-ортопед, оториноларинголог, офтальмолог, пульмонолог, сурдолог). Обеспечена доступность консультативной специализированной помощи для всех детей области, предоставлена возможность записи на консультацию не только по телефону или при личном обращении, но и через интернет- регистратуру https://talon.by/.

Одним из приоритетных направлений деятельности организаций здравоохранения области является обеспечение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям в сельских поселениях области. Это обеспечивается как организацией выездов по графику бригад врачей-специалистов районных больниц на ФАП и АВОП, так и вне- и первоочередным приемом врачами-специалистами сельских детей в условиях районной поликлиники при личном обращении по заболеванию или при прохождении ежегодной диспансеризации (согласно постановлению Минздрава № 96).

Также организованы выезды бригад врачей-специалистов (в том числе детских) из областных организаций здравоохранения, которые оказывают консультативную и методическую помощь.

Справочно: Бригада в составе 7 детских врачей-специалистов учреждения «Гомельская областная детская клиническая больница» по утвержденному графику ежемесячно выезжает в 1 из районов области, где каждый врач-специалист консультирует до 30 несовершеннолетних пациентов, в том числе из сельской местности, и на месте проводит отбор для обследования или лечения на областном уровне. В текущем году выполнены выезды в Брагинский, Ветковский, Добрушский, Кормянский, Наровлянский, Петриковский районы, проконсультировано 785 детей.

Вопросы профилактики травматизма и гибели детей от внешних причин находятся под контролем областного межведомственного координационного совета, созданы школы безопасности на базе детских поликлиник, педиатрических отделений стационаров, родильных домов.

Справочно: Успешно функционирует на базе филиала №4 ГУЗ «Гомельская центральная городская детская клиническая поликлиника» модельный центр по профилактике детского травматизма, созданный при содействии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). В данном центре представлены модели основных травмоопасных зон квартиры, автомобиля и др. Родители и медработники обучаются способам минимизации и предотвращения детского травматизма.

Эффективная реализация мероприятий по охране материнства и детства позволяет контролировать показатели здоровья детского населения и целевые показатели Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы.

Приоритетными задачами для здравоохранения области в рамках работы по охране материнства и детства на ближайшие годы остаются дальнейшее совершенствование медицинской помощи матерям и детям в амбулаторных условиях, в том числе, повышение эффективности диспансеризации детского и женского населения.

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

(дополнительная тема)

Материал подготовлен

Академией управления при Президенте Республики Беларусь

на основе сведений Генеральной прокуратуры, Следственного комитета,

министерств внутренних дел, здравоохранения,

информации, культуры, образования, спорта и туризма

Республики Беларусь

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем выступлении на пятом Всебелорусском народном собрании особо отметил: «Нельзя недооценивать такую острую для нашего общества проблему, как алкоголизм и наркомания... Ведь эта беда наносит удар как по конкретным людям и семьям, так и по генетическому коду всей нации и имиджу народа. Поэтому и бороться за здоровый образ жизни надо всем миром!».

Угроза распространения наркопотребления

Сегодня наркомания поразила все страны мира. Всемирный доклад ООН о наркотиках 2018 года констатирует, что около 275 млн. человек употребляли наркотики хотя бы один раз. По данным Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), в последнее время из-за употребления наркотиков ежегодно умирает приблизительно 450 тыс. человек (почти вдвое превышает число жертв атомных бомбардировок гг.Хиросимы и Нагасаки в 1945 году).

Эксперты ВОЗ заявляют, что среди молодых людей, потребляющих наркотики, чаще всего действуют следующие мотивы:

  • удовлетворение любопытства (75% от всех потребителей наркотических веществ впервые попробовали их по этой причине);
  • подражание (почти 1/3 подростков, впервые попробовавших наркотик или одурманивающее средство, сделали это, подражая своим авторитетам);
  • веяние определенной «моды»;
  • крушение идеалов и духовно-нравственных ориентиров.

В XXI веке посредством Интернета предпринимаются попытки формирования т.н. пронаркотического сознания. Основную роль в этом играют сомнительные интернет-ресурсы, социальные сети, мессенджеры, позиционирующие безопасность наркотиков каннабисной группы (каннабис – однолетнее растение семейства коноплевых, служит сырьем для изготовления  марихуаны, гашиша) и призывающие к легализации марихуаны. Информационное пространство является своего рода маркетинговой средой, позволяющей обеспечить изготовление, переработку, сбыт и приобретение наркотиков.

Основные классификации наркотиков

Наркотики классифицируют по источнику происхождения (растительные либо синтетические) и фармакологическим свойствам (анальгетики опийного ряда, психостимуляторы, галлюциногены, психоделики, диссоциативы, транквилизаторы (депрессанты) и др.). Подобное деление наркотиков на группы весьма условно, так как степень их воздействия зависит от способа приготовления из первоначального сырья и метода употребления (курение, вдыхание или инъекции). Насчитывается свыше 200 лекарственных средств, применение которых может способствовать формированию у пациентов болезненного влечения к ним.

В Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (вещество, участвующее в реакции, приводящей к образованию целевого вещества), подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь (утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11 февраля 2015 г. № 19), включено более 600 веществ, объединенных в пять списков.

Негативное воздействие наркотических веществ на здоровье человека. Социальные последствия наркопотребления

По подсчетам экспертов, наркоман в течение своей жизни вовлекает в употребление наркотических средств от 5 до 17 человек.

Обязательное следствие наркомании – искажение семейных связей.

Для лиц, употребляющих наркотики, характерна высокая смертность в трудоспособном возрасте, что влечет за собой экономические потери (непроизведенный доход).

По данным Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, в 2018 году отравления наркотическими средствами и психотропными веществами стали причиной смерти 30 человек (в первой половине 2019 г. – 15 человек).

Помимо смертельных и несчастных случаев в остром психотическом состоянии, следует назвать самоубийства, как результат депрессии, дисфории (форма болезненно-пониженного настроения, характеризующаяся мрачной раздражительностью, чувством неприязни к окружающим). Риск самоубийства возрастает при алкоголизме в 200 раз, при наркоманиях – в 350 раз. Длительность жизни наркозависимого человека – ориентировочно 10-15 лет.

Обеспечивая предложение наркотиков, вовлекая в среду криминальной деятельности молодых людей, наркопреступность проникает в различные сферы жизнедеятельности человека. Тяжелейшим социальным следствием наркотизации являйся рост преступности в обществе (в том числе организованной международной преступности) и ухудшение состояния здоровья населения в целом.

Противодействие незаконному обороту наркотиков в Беларуси

По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в 2012 – 2014 годах обстановка в стране, связанная с незаконным оборотом наркотиков, характеризовалась значительным ростом наркопреступлений, увеличением числа наркопотребителей (в первую очередь спайса) и их омоложением. За 2014 год прирост наркопреступлений составил более 46%.

Ситуация была стабилизирована после подписания Главой государства 28 декабря 2014 г. Декрета № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков». Комплексный подход к решению проблемы наркотиков принес ощутимые результаты.

Как сообщило МВД, число зарегистрированных наркопреступлений с 2014 года по 2018 год сократилось в 1,5 раза (2014 год – 7,3 тыс.,
2018 год – 4,9 тыс.), а совершенных несовершеннолетними либо с их участием – почти в 5 раз (с 466 в 2014 году до 97 в 2018 году). Удельный вес наркопреступлений в массе общеуголовных преступлений снизился с 7,8% в 2014 году до 5,9% в 2018 году.

Как сообщает Министерство информации Республики Беларусь, в 2015 – 2019 годах по уведомлению МВД были приняты решения об ограничении доступа к 558 информационным ресурсам в сети Интернет за распространение информации, направленной на реализацию наркотических средств.

Складывающаяся в 2019 году в Республике Беларусь наркоситуация продолжает оставаться контролируемой и стабильной. Об этом свидетельствует снижение на 5% числа зарегистрированных наркопреступлений (с 2666 за 6 месяцев 2018 г.
до 2533 за 6 месяцев 2019 г.). По данным МВД, на 10,7% снизилось количество выявленных несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, связанные с наркотиками.

Справочно.

По данным Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, количество изъятых наркотиков в 2018 году составило 883 кг. Наибольшую долю составил гашиш – 59%, марихуана – 33% и маковая соломка – 7%. За 6 месяцев 2019 г. было изъято 315 кг наркотических средств и психотропных веществ.

Вместе с тем общее количество передозировок наркотиками в текущем году несколько возросло (соответственно 141 – 166), при этом число передозировок, допущенных несовершеннолетними, снизилось в 2 раза (6 – 3).

Вниманию выступающих: здесь и далее целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.

В 2018 году за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков было осуждено почти в два раза меньше несовершеннолетних по сравнению с 2017 годом. Если в 2017 году было 105 несовершеннолетних, осужденных за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, то в 2018 году – 58. За первое полугодие этого года осуждены 23 несовершеннолетних, из них 9 - за распространение.
Ответственность, предусмотренная в Республике Беларусь за совершение незаконных операций с наркотическими средствами и психотропными веществами и связанных с ними правонарушений

В соответствии с частью 1 статьи 328 «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов» Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов  наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.

За незаконные с целью сбыта изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов санкция части 2 статьи 328 УК Республики Беларусь предусматривает лишение свободы на срок от 3 до 8 лет.

Справочно.

23 июля 2019 г. Глава государства А.Г.Лукашенко подписал Закон «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь». В документе, в том числе, предусматривается сокращение нижнего предела наказания за незаконный оборот наркотиков (статья 328 УК). При этом срок лишения свободы по части 2 этой статьи устанавливается от 3 до 8 лет, а по части 3 – от 6 до 15 лет (до принятия Закона – соответственно от 5 до 8 и от 8 до 15 лет). Корректировка УК позволит судам в каждом конкретном случае более избирательно подходить к назначению наказаний за преступления, связанные с оборотом наркотиков, с учетом всех обстоятельств их совершения.

Сбыт наркотиков, потребление которых повлекло смерть человека, карается лишением свободы на срок от 12 до 25 лет (часть 5 статьи 328 УК).

Уголовная ответственность за совершение незаконных операций с наркотическими средствами и психотропными веществами и связанных с ними правонарушений предусмотрена также статьями 327, 328‑1, 328‑2, 329, 330–332 УК.

Справочно.

По данным Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, наибольшее количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемых преступниками, в зависимости от их умысла, квалифицируется частями 1 – 4 статьи 328 УК (94% за 6 месяцев 2019 г.).

За потребление наркотиков в общественном месте либо появление в общественном месте или нахождение на работе в состоянии наркотического опьянения частями 4–6 статьи 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность (штраф в размере от 5 до 15 базовых величин). За повторное совершение таких действий в течение года – уголовная.

Основные статистические данные по Республике Беларусь

В нашей стране создана многоуровневая система оказания наркологической помощи. По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь, в структуре наркологической службы функционирует 28 стационарных отделений, 26 отделений дневного пребывания, развернуто 270 коек для реабилитации наркозависимых пациентов. В каждой центральной районной больнице имеется кабинет врача-психиатра-нарколога для оказания медицинской помощи наркозависимым. Для обслуживания взрослого населения введено 437 должностей врачей-психиатров-наркологов, для обслуживания детского населения – 82 должности врачей-психиатров-наркологов.

В 2018 году общее число состоящих на учете больных наркоманией, токсикоманией и потребителей психоактивных веществ (далее – ПАВ), составило около 13,7 тыс.  человек. Наибольшее число пациентов – в г.Минске (около 5,3 тыс. человек), наименьшее – в Могилевской области (порядка 900 человек). Общее число лиц, страдающих синдромом зависимости от наркотических веществ, составило 7,7 тыс. пациентов.

По оперативной ведомственной отчетности, на 1 июля 2019 г. под диспансерным наблюдением наркологической службы находилось
7,6 тыс. пациентов с синдромом зависимости от наркотических веществ и 5,1 тыс. пациентов под профилактическим наблюдением в связи с употреблением наркотических веществ, которое носит вредные последствия, но не сопровождается клиническими проявлениями заболевания. Вместе с тем часть лиц, употребляющих ПАВ, не попадает в поле зрения медицинских работников и сотрудников правоохранительных органов.

Начиная с 2016 года в республике отмечается снижение обращаемости населения за оказанием наркологической помощи.
Так, в 2016 году синдром зависимости от наркотических веществ был впервые установлен у 679 пациентов, в 2018 году – у 439 пациентов.

В республике среди лиц, состоящих на наркологическом учете, женщины составляют 17,38% (2,4 тыс. человек).

Наиболее многочисленные возрастные группы потребляющих наркотические средства и психоактивные вещества – 26-30 лет (3,2 тыс. человек, или 23,07%), 31-35 лет (22%), 21-25 лет (20%).

Наибольшее количество больных наркоманией и токсикоманией имеют среднее образование – 47% (6,5 тыс. человек), среднее специальное – 39%, неполное среднее образование – 11%, высшее – 2%.

Семейное положение наблюдаемого контингента: холост
(не замужем) – 54% (7,4 тыс. человек), женат (замужем) – 26%, разведен (разведена) – 17%, вдовец (вдова) – 3%.

34% пациентов судимы два и более раза (4,6 тыс. человек), однократно судимы – 25% (3,3 тыс. человек), при этом судимость
34% пациентов была связана с наркотиками.

Анализ показателей здоровья населения свидетельствует о снижении общего числа лиц, страдающих наркоманией, на протяжении последних лет.

Тем не менее в нашей стране проблема распространения наркотиков не утрачивает своей значимости

Проведенный Генеральной прокуратурой анализ данных о лицах, совершивших незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, показывает, что основной перманентной их характеристикой является отсутствие занятости. Среди выявленных лиц, совершивших данные преступления в 2018 году, удельный вес не работающих и не учащихся составил 70,7%.

Реализуемые в Беларуси меры по лечению и реабилитации больных наркоманией и токсикоманией

В Республике Беларусь государственная политика в области оказания наркологической помощи направлена на создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья граждан, улучшение морально-психологического положения лиц, страдающих зависимостью от ПАВ, в семье, коллективе, обществе.

Справочно.

В разделе «Болезни от А до Я» сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь функционирует подраздел «Наркомания», где даны подробные ответы на вопросы «Каковы популярные заблуждения о наркотиках?», «Каковы современные методы лечения и профилактики наркотической зависимости?» и др. (см.: http://minzdrav.gov.by/ru/dlya-belorusskikh-grazhdan/profilaktika-zabolevaniy/index.php).

На основании государственных социальных стандартов наркологическая помощь является бесплатной. Данная помощь может оказываться в организациях здравоохранения, как в амбулаторных, стационарных условиях, в отделениях дневного пребывания, так и вне организаций здравоохранения (для лиц, отбывающих наказание в условиях пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системы). Для лиц, обратившихся в организацию здравоохранения добровольно, предусмотрено анонимное лечение без постановки на наркологический учет.

Справочно.

При добровольном обращении несовершеннолетнего или его законных представителей за наркологической помощью врачи-специалисты учреждения здравоохранения «Городской клинический наркологический диспансер» (см.: https://narkologi.by) проводят анонимное консультирование. При самостоятельном обращении за наркологической помощью несовершеннолетнего с диагнозом употребления психоактивных веществ с вредными последствиями он наблюдается врачом-психиатром-наркологом на условиях анонимности. При установлении оснований для наблюдения несовершеннолетнего в контрольной, профилактической, диспансерной группах наблюдения либо при необходимости назначения анонимно наблюдаемому несовершеннолетнему медикаментозного лечения, врач-специалист информирует его законных представителей.

Для систематического оказания консультативной помощи населению по профилактике зависимостей организована работа «прямых линий» и «телефонов доверия», в том числе с участием врачей-валеологов (врач, который профессионально разбирается в вопросах здорового образа жизни, питания, закаливания, сохранения здоровья на физическом, социальном и психическом уровнях), психологов, врачей-наркологов, психотерапевтов.

Во всех областях республики функционируют реабилитационные отделения (центры) для пациентов наркологического профиля. Реабилитация осуществляется мультидисциплинарными бригадами специалистов (врач-психиатр-нарколог, врач-психотерапевт, психолог, социальный работник).

Для потребителей инъекционных наркотиков (далее – ПИН) доступны программы снижения вреда.

Во всех регионах Беларуси уже в течение более 10 лет осуществляется т.н. заместительная терапия метадоном (назначение препарата метадон взамен употребляемых инъекционных опиоидов, поддержанное ВОЗ и ООН, далее – ЗТМ). На 1 января 2019 г. в Беларуси ЗТМ принимали 728 пациентов с синдромом зависимости от опиоидов, за последние три года их количество снизилось на 17,5%.

В конце 2019 года на базе государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр психического здоровья» планируется открытие экспериментального отделения по проведению лечения, оказанию психологической и психотерапевтической помощи лицам, страдающим наркозависимостью, в соответствии с обязательной программой по их социализации.

Для своевременного принятия мер по профилактике наркомании важным является выявление лиц, употребляющих наркотические средства, в трудовых (учебных) коллективах для организации профилактической работы, оказания медицинской помощи и реабилитации. При этом существенную роль играет формирование в организации корпоративной культуры.

Профилактика наркомании среди детей и молодежи

Основные направления работы по профилактике наркомании среди детей и молодежи:

  • обучение и просвещение учащихся;
  • подготовка и переподготовка педагогических кадров;
  • информационное просвещение родительской общественности.

В учреждениях образования (далее – УО) обеспечиваются:

  • выполнение Комплексного плана мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией на 2019 – 2020 годы;
  • выполнение комплекса мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в УО, профилактике противоправного поведения и негативных явлений в молодежной среде, формированию правовой культуры учащихся;

Справочно.

В этих целях в УО реализуются различные мероприятия и проекты по организации профилактической работы с обучающимися и родительской общественностью. К примеру:

в Гомельской области в УО проведены единые дни здоровья «Молодежь за здоровье», профилактические молодежные акции «Полезные каникулы», «Здоровая нация», флешмобы «Зимний бум»;

в Минской области проведена межведомственная акция «Дружим с Законом!»;

в г.Минске проведены лекции «Мотивы «плохого» поведения», «Предупрежден – значит вооружен: легальных «миксов» не существует!» (в сотрудничестве с инспекцией по делам несовершеннолетних и управлением по наркоконтролю и противодействию торговле людьми ГУВД Мингорисполкома).

  • проведение психосоциального анкетирования и медицинских осмотров учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов, в порядке, утвержденном Министерством образования и Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
  • организация постоянно действующих семинаров для руководителей и специалистов УО по тактике выявления обучающихся, находящихся в состоянии наркотического опьянения, потребляющих алкогольные напитки, наркотические вещества, психотропные вещества и их аналоги.

Во всех социально-педагогических центрах страны созданы и осуществляют свою деятельность отделы (сектора) профилактики и комплексной реабилитации.

Справочно:

По данным Министерства образования Республики Беларусь, в 2018 году за оказанием помощи в социально-педагогические центры обратилось более 400 несовершеннолетних (в Брестской области – 101 человек; в Гродненской области – 135 человек; в Гомельской области – 25 человек; в Могилевской области – 64 человека; в Минской области – 96 человек; в г.Минске – 71 человек).

Обеспечивается временная трудовая занятость обучающихся как в индивидуальной форме, так и в составе трудовых бригад, студенческих отрядов. Первоочередным правом трудоустройства пользуются учащиеся, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа либо находящиеся в социально опасном положении.

Справочно.

В 2018 году организована работа 1883 студенческих отрядов, в составе которых трудоустроены около 12,5 тыс. несовершеннолетних, что составляет почти 50% от общего количества трудоустроенных, из них 784 человека, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и 364 несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении.

Совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь в УО продолжена реализация:

  • профилактического проекта «Мой стиль жизни сегодня – мое здоровье и успех завтра!»;
  • межведомственных информационных проектов «Здоровая школа», «Здоровый класс», «Школа – территория здоровья».

Учащиеся активно вовлекаются в проведение спортивно-массовых (молодежный марафон «Формула будущего: Молодежь + Здоровье», соревнования «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Стремительный мяч» и др.) и физкультурно-оздоровительных мероприятий, в том числе в рамках 6-го школьного дня, с учетом их интересов и возрастных особенностей. Работа спортивных залов в УО организована с акцентом на вечернее время.

Новой формой профилактической работы является проведение комплексной реабилитации несовершеннолетних, которая включает систему мер по оказанию социально-педагогической и психологической помощи, проведению медицинской профилактики и реабилитации в отношении несовершеннолетнего, направленных на восстановление его здоровья, предупреждение противоправного поведения, формирование у него умений и навыков оценивать, контролировать и конструктивно разрешать проблемные ситуации, формировать ценностные ориентации.

В целях раннего выявления употребляющих наркотические средства нужно последовательно внедрять тестирование школьников на употребление наркотических средств в установленном порядке.

Взаимодействие государственных органов с общественными объединениями и движениями, религиозными организациями

Важнейшим компонентом в профилактике наркомании является активное партнерство госорганов с общественными организациями.

По инициативе Республиканского совета РОО «Белая Русь» в стране ежегодно проводится акция «Белая Русь» – против наркотиков», в ходе которой первичными организациями объединения проводится комплекс мероприятий по профилактике наркомании среди различных категорий населения.

Справочно.

Например, Гомельской областной организацией «Белая Русь» и УВД Гомельского облисполкома проведен конкурс социальной рекламы «Жизнь вне зависимости» среди обучающихся и студентов.

Молодечненской районной организацией изданы информационные буклеты о вреде наркотиков, проведены конкурсы плакатов и рисунков «Мы выбираем здоровье», информационные часы в УО «Трагедия молодого поколения», а также совместно с учреждениями здравоохранения занятия «Откровенно о наркотиках и здоровье».

За 2018 год ОО «БРСМ» совместно с заинтересованными органами государственного управления проведено в Беларуси более 270 мероприятий, направленных на профилактику наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма (в том числе акций и проектов в рамках молодежного движения «Я люблю тебя, жизнь!»).

БРСМ, министерства спорта и туризма, информации, образования Республики Беларусь, Минский областной и Воложинский районный исполнительный комитеты, Белорусская железная дорога являются организаторами республиканского спортивного фестиваля для работающей молодежи «Олимпия» (ежегодно в нем принимают участие более 1,5 тыс. юношей и девушек из разных регионов Беларуси).

На решение проблем по распространению наркотиков, формирование единой негативной позиции в отношении наркотиков и лиц, их распространяющих направлена республиканская акция БРСМ и МВД «ОСТОРОЖНО! дороГа в АД!» (см.: http://brsm.by/news/aktsiya-brsm-ostorozhno-doroga-v-ad-startovala-v-belarusi/).

При поддержке областных структур управлений образования и управлений (отделов) по наркоконтролю и противодействию торговле людьми действуют молодежные отряды охраны правопорядка.

Справочно.

                   По состоянию на 1 января 2019 г. свыше 15,3 тыс. человек объединены в 800 отрядов.

Министерство образования для проведения в УО Беларуси обучающих семинаров, информационно-просветительных мероприятий, разъяснительной работы среди родительской общественности активно привлекало представителей РОО «Матери против наркотиков», РОО «Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО», Центров доверия подросткам при учреждениях здравоохранения и др.

В свою очередь МВД наладило эффективное взаимодействие с БОО «Позитивное движение», фондом «Центр здоровой молодежи», РОО «Матери против наркотиков» и др. Эти структуры приняли активное участие в разработке и поддержке сайта Pomogut.by.

Справочно.

Данный веб-ресурс ориентирован на оказание помощи конкретному гражданину в конкретном населенном пункте: начиная от советов при наркозависимости и передозировки и до оказания помощи несовершеннолетним (зависимым, созависимым). Ведется работа над второй ветвью ресурса, которая будет ориентирована на детей, педагогов и родителей.

Вышеназванные организации также консультируют нуждающихся в помощи на базе Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей (http://7ja-by.by).

Министерство здравоохранения за счет активного взаимодействия с общественными организациями (РОО «Матери против наркотиков», БОО «Позитивное движение», ОО «Анонимные наркоманы» и др.) развивает стационарзамещающие технологии, что способствует увеличению длительности ремиссии (период течения хронической болезни) лиц, зависимых от ПАВ.

Органами местного управления поддержаны инициативные группы населения, созданные в рамках проекта ВОЗ «Здоровые города»
(см.: http://minzdrav.gov.by/ru/sobytiya/uchastie-belarusii-v-povestke-dnya-/).

Активное участие в мероприятиях по профилактике и борьбе с наркоманией принимают религиозные организации традиционных конфессий.

Действует Координационный центр Белорусской Православной Церкви (далее – БПЦ) по противодействию наркомании и алкоголизму в честь святого мученика Вонифатия. Функционируют Реабилитационный центр Белорусского Экзархата «Анастасис» для лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостями (д.Сосновка, Слонимский район Гродненской области; в июле 2016 г. было подписано соглашение о сотрудничестве Центра «Анастасис» с МВД Республики Беларусь; за время работы центра реабилитацию прошли свыше 460 человек; см.: http://www.anastasis.by), Центр духовной реабилитации алкоголе- и наркозависимых лиц в сочетании с трудотерапией (подворье Свято-Елисаветинского монастыря  в дер.Лысая Гора Минского района, см.: http://obitel-minsk.ru) и др. Синодальным отделом по тюремному служению БПЦ выполняется План духовно-просветительской работы по предупреждению правонарушений и профилактике пьянства и употребления наркотических, психотропных, одурманивающих веществ и их аналогов в учреждениях Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь.

В борьбе с наркозависимостью принимают участие организации Римско-католической церкви в Республике Беларусь (далее – РКЦ). В том числе Молодежная миссия «Чистое сердце» при Минско-Могилевской архиепархии РКЦ, Центр по борьбе с зависимостями при религиозной общине «Приход Царя Иисуса Христа» в г.п.Бегомль Докшицкого района Витебской епархии и др.

Вклад в предупреждение и противодействие наркомании вносят также Объединенная Церковь христиан веры евангельской, организации евангельских христиан баптистов, религиозное объединение общин христиан полного Евангелия, республиканское религиозное объединение «Конференция Церквей Христиан Адвентистов Седьмого Дня в Республике Беларусь». В иудейских и мусульманских религиозных общинах акцент делается на пропаганду среди верующих здорового образа жизни.

Антинаркотическая пропаганда в Республике Беларусь

Государственными СМИ обеспечено широкое информационное сопровождение рассматриваемой тематики. Созданы специальные рубрики, проводятся совместные с госорганами акции, в теле- и радиопередачах. Активная работа по размещению и обсуждению материалов антинаркотической направленности ведется на форумах интернет-ресурсов, в социальных сетях и блогах. На сайте агентства БелТА создана постоянная рубрика «Борьба с незаконным оборотом наркотиков» (см.: https://www.belta.by/all-rubric-news/viewSuzet/borba-s-nezakonnym-oborotom-narkotikov-36/).

В эфире телеканалов размещено около 10 социальных видеороликов, посвященных вопросам антинаркотической направленности и здорового образа жизни (в том числе по инициативе Мининформа).

Справочно.

Среди них: «Твой выбор», «Наркодилер», «Сделай правильный выбор» и др. Кратность в эфирном времени составляет 2–3 раза в день.

Также профилактические видеоролики были созданы в Беларуси по заказу Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании для использования при проведении классных часов, воспитательных мероприятий по тематике здорового образа жизни.

Справочно.

Например, видеоролик «Как работают наркотики?» (см: https://www.youtube.com/watch?v=-ucf06JiHHQ).

Кинотеатрами и кино-видеоустановками в регионах организуются циклы кинопоказов с предсеансовыми тематическими видеофильмами, социальными роликами, беседами с участием представителей РОВД, врачей-наркологов, врачей-валеологов.

Библиотечные выставочные комплексы пополняются соответствующими информационными материалами.

Организована работа по оформлению на улицах и в местах проведения мероприятий соответствующих рекламных щитов,  лайтпостеров (рекламная конструкция для пешеходов, имеющая, как правило, двухстороннюю структуру, на светопрозрачной основе).

Клубными учреждениями организовываются мероприятия по формированию здорового образа жизни: тематические ток-шоу, диско-акции,  танцевальные и музыкальные флэш-мобы, интерактивные и форум-театры, акции-концерты, шоу-программы, конкурсы и выставки тематических рисунков и плакатов.

Справочно.

Например, к Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков (1 марта) среди клубных учреждений Ивацевичского района Брестской области проведен районный конкурс на лучший сценарий и плакат по теме «Мир без наркотиков». По итогам конкурса издан сборник лучших сценариев.

При клубных учреждениях работает более 11 тыс. клубных формирований, в которых занимается свыше 110 тыс. детей и молодежи. Их творческий потенциал реализуется через многочисленные международные, республиканские, областные и районные мероприятия (фестивали, смотры-конкурсы, выставки, праздники, КВН, экскурсии, музейные занятия, интеллектуальные турниры и др.).

В регионах регулярно проводятся культурно-спортивные праздники  («День здоровья», «Молодежь за здоровый образ жизни!», «Быстрее! Выше! Сильнее!», «Здоровый я – здоровая страна!»), спортивно-игровые программы («Спорт – ты мой друг!», «В здоровом теле – здоровый дух!», «Здоровый человек – богатый человек!») и спортивно-развлекательные программы («Мое здоровье – в моих руках» и др.).

Справочно.

Например, на протяжении пяти лет в Могилевской области организовано проведение спортивных мероприятий «Через спорт и общение к здоровью каждого», в которых принимают участие воспитанники специальных учебно-воспитательных учреждений, подростки, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, а также участники подростковых православных патриотических клубов «Сокол», «Пересвет».

Антинаркотическая пропаганда активно ведется в Интернете.

К примеру, на сайте Следственного комитета Республики Беларусь функционирует рубрика «Вместе против наркотиков!»
(см.: https://sk.gov.by/ru/vmeste-protiv-narkotikov/), на сайте МВД – раздел «Предупреждение и профилактика наркомании»
(см.: https://mvd.gov.by/ru/page/zdorovyj-obraz-zhizni/preduprezhdenie-i-profilaktika-narkomanii).

В структуре информационно-образовательного портала для школьников Вучань.by создан раздел «Нет наркотикам!», содержащий, помимо официальной информации, поучительный кроссворд по тематике борьбы с наркотиками, а также тематические пазлы
(см.: https://vuchan.by/информирование/декрет-№6).

Сотрудничество Республики Беларусь с международными организациями в рамках борьбы с наркоманией

Беларусь является участником всех многосторонних антинаркотических соглашений, а также соответствующих конвенций ООН. Наша страна принимает активное участие в международной системе контроля над наркотиками. Белорусский опыт востребован и положительно позиционируется на международной арене. 

Справочно.

В 2016 году Комиссия ООН по наркотическим средствам на 59-й сессии приняла Резолюцию «Содействие принятию мер в отношении новых психоактивных веществ и стимуляторов амфетаминового ряда». Авторами данной резолюции являлись Австралия, Беларусь и США.

В 2017 году зафиксировано соавторство 45 государств во второй белорусской резолюции, посвященной профилактике наркопотребления среди детей и молодежи.

В текущем году в ходе 62-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам Республика Беларусь стала соавтором проекта резолюции Российской Федерации «Поддержка Международного комитета по контролю над наркотиками в деле выполнения его роли, закрепленной в международных договорах».

Активное сотрудничество в вопросах противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики наркомании белорусская сторона осуществляет в рамках Союзного государства и ОДКБ, с Управлением ООН по наркотикам и преступности (далее – УНП ООН), ОБСЕ, ЕС, СЕ, Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД  (ЮНЭЙДС), Интерполом,  Центральноазиатским региональным информационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, Группой Совета Европы по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом (Группа Помпиду), ФБР, Детским фондом ООН (далее – ЮНИСЕФ) и др.

Справочно.

К примеру,

14 декабря 2018 г. в рамках сотрудничества Верховного Суда Республики Беларусь и ЮНИСЕФ в партнерстве с УНП ООН состоялась Международная конференция, посвященная вопросам предупреждения преступлений несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;

21 мая 2019 г. в МИД Республики Беларусь состоялась церемония подписания меморандумов о сотрудничестве между Государственным пограничным комитетом, Государственным таможенным комитетом, Министерством внутренних дел, Следственным комитетом Республики Беларусь и Агентством по борьбе с наркотиками Министерства юстиции США.

2 августа 2019 г. в г.Минске состоялась международная конференция «Предупреждение потребления несовершеннолетними наркотиков и алкоголя», организованная Генеральной прокуратурой Республики Беларусь во взаимодействии и при поддержке представительства ЮНИСЕФ в Беларуси в рамках глобальной программы по предупреждению и противодействию торговле людьми и незаконному ввозу мигрантов (GLO.ACT).

Основные направления совершенствования деятельности в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков

Как заявил Глава государства А.Г.Лукашенко, «настойчивость и системные решения в сфере противодействия распространению наркотиков действительно позволили переломить ситуацию на наиболее угрожающих направлениях. Это выбило у наркодельцов почву из-под ног.., что спасло не одну молодую жизнь». «Вместе с тем, – подчеркнул Президент, – успокаиваться пока рано. Беларусь не изолирована от остального мира, и наркоугроза остается».

Работа на данном направлении проводится по следующим ключевым направлениям:

  • пресечение каналов поставок наркотиков и деятельности организованных преступных групп и преступных организаций;
  • формирование полномасштабной системы профилактики наркомании (в том числе первичной профилактики потребления наркотиков среди несовершеннолетних и молодежи);
  • информатизация превентивной антинаркотической работы;
  • совершенствование мер, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков в глобальной компьютерной сети Интернет;
  • разработка и внедрение программ длительной реабилитации наркозависимых лиц с качественной социальной компонентой.

Противодействие незаконному обороту наркотиков и связанной с ним наркопреступности продолжает оставаться одним из приоритетных направлений государственной политики обеспечения национальной безопасности.

Основные усилия специализированных подразделений МВД сосредоточены на выявлении преступлений, совершаемых с использованием глобальной сети Интернет, ставшей основной площадкой для распространения наркотиков. Пристальное внимание уделяется также выявлению и пресечению  каналов поставки в Беларусь наркотиков и их транзитных перевозок.

МВД совместно с Министерством образования анализируются и определяются наиболее действенные методики и психологические аспекты превенции (предупреждения) наркомании, способные оказать влияние на выбор поведения молодыми людьми.

В настоящее время МВД, Минздрав и Минтруда и соцзащиты ведут работу по созданию пилотного центра по проведению длительной реабилитации наркозависимых, включающего в себя социальную компоненту.

Решение проблемы наркопотребления зависит от организации эффективного межведомственного взаимодействия всех заинтересованных государственных органов и органов местного управления и самоуправления, общественных организаций.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.