Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 29 человек

Февраль 2019

Дата: 7 июня в 12:12

ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ – ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ

Для получения полных сведений о численности и составе населения в Республике Беларусь проводится один раз в 10 лет перепись населения. Это наиболее важное и многомасштабное статистическое исследование, дающее наиболее подробные сведения необходимые для определения перспектив социально-экономического развития страны в целом.

Перепись населения – научно организованный сбор информации с целью получения данных о численности, составе и размещении населения.

Программа переписи включает в себя демографические (пол, дату и место рождения, брачное состояние и т.д.), экономические (занятие, вид экономической деятельности, источники средств существования и т.д.), образовательные, а также этнические (национальность, родной язык, разговорный язык и др.) показатели.

В программу переписи населения 2019 года включен также вопросник о сельскохозяйственной деятельности нашего населения. Обычно перепись проводится не реже, чем каждые 10 лет в периоды наибольшей оседлости населения (осенью или зимой). Все сведения, получаемые в ходе переписи, собирают на определенную дату и определенное время.

Данные, полученные в результате проведения переписи, уникальны. Например, только перепись дает полную характеристику населения по национальному составу, образовательному уровню, занятости, языковой и этнической принадлежности, отражает жилищную характеристику и условия проживания граждан, дает неоценимую информацию науке для изучения и развития демографических процессов. В современных условиях эти данные крайне необходимы, они важны для каждого населенного пункта, так как существует возможность получения итогов по самым мелким территориальным единицам страны. Кроме того, итоги каждой последующей переписи населения служат для оценки эффективности функционирования социально-экономических систем в межпереписной период и показывают, что же изменилось в нашей жизни от переписи до переписи.

Нормативно-правовая база проведения переписи населения Республики Беларусь 2019 года. Временные комиссии по содействию переписи населения Республики Беларусь 2019 года.

Для организации переписи населения в Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, которые регулируют подготовку и проведение переписи, обеспечивают координацию действий местных исполнительных и распорядительных органов, органов государственной статистики и иных государственных организаций, так или иначе принимающих участие в ее подготовке и проведении. Законодательство Республики Беларусь о переписи населения регулируется Законом Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 144-З «О переписи населения» и иными актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь «О переписи населения» является основным законодательным актом по переписи населения. В документе изложены основные положения, цели и принципы проведения переписи населения; подробно расписано, кто является субъектами переписи, их права и обязанности; изложены подробности переписи отдельных категорий населения; установлен порядок защиты и хранения персональных данных, а также порядок распространения итоговых данных переписи населения.

Перепись Республики Беларусь в 2019 году будет проводится в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 октября 2016г. № 384 «О проведении в 2019 году переписи населения Республики Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.10.2016, 1/16703).

Перепись будет проводится с 4 по 30 октября 2019г. Срок проведения переписи – 27 дней.

Справочно: Последняя перепись (шестая послевоенная) проводилась с 14 по 24 октября 2009 года. (Предыдущие переписи проводились в 1959, 1970, 1979, 1989, 1999 гг.)

Совет Министров Республики Беларусь 23 ноября 2016 г. принял Постановление №953 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 384». Данным Постановлением определены задачи, которые необходимо реализовать при подготовке и проведении переписи населения, и органы власти, ответственные за их своевременное исполнение. Также создана временная республиканская комиссия по содействию переписи населения Республики Беларусь 2019 года, утвержден ее состав и Положение о временной республиканской комиссии по содействию переписи населения Республики Беларусь 2019 года.

Временная республиканская комиссия по содействию переписи населения Республики Беларусь 2019 года осуществляет координацию действий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов при организации и проведении переписи.

Координация деятельности по организации и проведению переписи и обеспечение взаимодействия на региональном уровне осуществляется временными комиссиями по содействию переписи населения Республики Беларусь 2019 года, созданными местными исполнительными и распорядительными органами в областях и городе Минске, городах, районах (районах города Минска).

В Гомельской области решением Гомельского областного исполнительного комитета от 22 февраля 2017г. № 153 создана временная областная комиссия по содействию переписи населения Гомельской области 2019 года. Также во всех районах области в районных исполнительных комитетах созданы временные районные комиссии по содействию переписи населения.

Подготовку и проведение переписи осуществляют:

- органы государственной статистики – Белстат, Главные статистические управления областей, города Минска;

- республиканские органы государственного управления, определенные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 ноября 2016 г. № 953 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 384» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.11.2016, 5/42961), – Министерство иностранных дел Республики Беларусь, Министерство обороны Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, Уполномоченный по делам религий и национальностей (в отношении отдельных категорий населения);

- местные исполнительные и распорядительные органы.

Программа переписи населения Республики Беларусь 2019 года.

Совет Министров Республики Беларусь постановлением
от 28 июня 2018 г. №505 утвердил программу переписи населения Республики Беларусь 2019 года.

В перечень вопросов, по которым будет осуществляться сбор персональных данных в отношении граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, а также граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, но на дату проведения переписи населения временно пребывающих на территории иностранных государств, включены вопросы, касающиеся:

1. основных демографических характеристик.

2. миграционной активности.

3. национально-этнических характеристик.

4. образования.

5. источников средств к существованию, имеющихся в 2019 году.

6. занятости (для лиц в возрасте
15 – 74 лет).

7. количества детей.

8. жилищных условий.

9. временного проживания (пребывания) на дату проведения переписи населения среди членов домохозяйства лиц, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь.

10. сельскохозяйственной деятельности населения.

В перечень вопросов, по которым будет осуществляться сбор персональных данных в отношении граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих либо временно пребывающих в Республике Беларусь, включены также следующие вопросы:

1. Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется).

2. Адрес нахождения в период прохождения переписи.

3. Дата рождения, число полных лет.

4. Пол.

5. Страна рождения.

6. Гражданство.

7. Страна постоянного проживания.

8. Причина приезда в Республику Беларусь.

Вопросник о сельскохозяйственной деятельности.

В рамках переписи населения будет проведена сельскохозяйственная перепись.

Развитие устойчивого и конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции остается предметом особого внимания в республике, поскольку обеспечение продовольственной безопасности – один из важнейших приоритетов государственной экономической политики.

В сельском хозяйстве республики занято более 8% общей численности работающих в экономике, производится 8% валового внутреннего продукта.

По данным Государственного комитета по имуществу по состоянию на 1 января 2015 года в республике насчитывалось
3 млн. землепользователей, в их пользовании (владении) находилось
8,6 млн. гектаров сельскохозяйственных земель, из них
5,7 млн. гектаров – пахотные.

На долю сельскохозяйственных организаций приходится
86,9% всех сельскохозяйственных земель и 86,5% пахотных, хозяйства населения – соответственно 9,8% и 11%, крестьянские (фермерские) хозяйства – 1,8% и 2%.

На основании представляемых организациями форм государственной статистической отчетности изучается их финансово-хозяйственная деятельность, объемы производства сельскохозяйственной продукции, состояние отраслей животноводства и растениеводства, материально-техническое оснащение, цены на сельскохозяйственную продукцию и др. Сбор данных о сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств граждан, постоянно проживающих в сельской местности, начиная
с 1 июля 2011 г. ведется на основе выборочного обследования.

Ведение текущей статистики сельского хозяйства в республике обеспечивает полный охват основных товаропроизводителей (сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства), на долю которых приходится почти 78% общего объема производства сельскохозяйственной продукции.

Иная ситуация по хозяйствам населения. Получить подробные данные об их сельскохозяйственной деятельности из выборочных обследований не представляется возможным. Кроме того, не охвачены выборочным обследованием хозяйства населения, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность, в городской местности, в садовых и дачных товариществах, огороднических кооперативах. В связи с сокращением численности сельского населения, его старением в республике остро стоит вопрос о жизнеспособности и эффективности приусадебных участков, что, в свою очередь, требует необходимости разработки государственных программ по оказанию помощи личным подсобным хозяйствам граждан. 

Таким образом, существует объективная необходимость в получении максимально полной информации о сельскохозяйственной деятельности хозяйств населения, что возможно только путем проведения сельскохозяйственной переписи.

Согласно рекомендациям Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций (ФАО) сельскохозяйственные переписи должны проводиться один раз в 10 лет.

За последние десять лет сельскохозяйственная перепись была проведена практически во всех странах СНГ. В Республике Беларусь мероприятие подобного рода и масштаба до настоящего времени не проводилось.

В связи с тем, что для организации и проведения сельскохозяйственной переписи требуются значительные трудовые и финансовые ресурсы, проведение сельскохозяйственной переписи в рамках переписи населения позволит избежать дополнительных расходов бюджета и обеспечить сплошной охват хозяйств населения, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

В вопроснике о сельскохозяйственной деятельности необходимо будет ответить на вопросы:

- о наличии в собственности или владении, пользовании домохозяйства земельных участков в 2019 году с указанием их количества;

- о характеристике земельных участков (местонахождение и общая площадь, в том числе занятая под посевы по видам сельскохозяйственных культур) и целях их использования;

- о наличии на земельных участках плодово-ягодных насаждений и кустарников на 1 октября 2019 г.;

- о количестве (площади) плодово-ягодных насаждений в плодоносящем возрасте по видам;

- о наличии в хозяйстве скота, птицы и пчелосемей на 1 октября 2019 г.;

- о количестве скота и птицы по видам, а также о наличии и количестве пчелосемей.

В целом проведение сельскохозяйственной переписи в республике в рамках переписи населения позволит получить обширный статистический материал. В ходе переписи будет получена информация, которая в дальнейшем будет использована для проведения различного рода выборочных обследований и единовременных учетов в сельском хозяйстве; получены детализированные данные о состоянии развития личных подсобных хозяйств граждан как в целом по республике, так и по отдельным регионам и территориям.

Информация, полученная от населения о сельскохозяйственной деятельности, будет использоваться исключительно в статистических целях.

Способы и организация сбора данных.

Сбор персональных данных осуществляется путем:

- самостоятельного заполнения населением переписных листов посредством специализированного программного обеспечения в глобальной компьютерной сети Интернет;

- при посещении населением стационарных переписных участков, которые образуются органами государственной статистики;

- опроса переписным персоналом каждого совершеннолетнего человека и заполнения форм переписного листа (далее – переписные листы) при обходе жилых и иных помещений, в которых проживает (пребывает) население.

Сбор персональных данных и заполнение переписных листов и иной переписной документации в отношении отдельных категорий населения осуществляется работниками организаций, указанных в статье 20 Закона Республики Беларусь «О переписи населения».

Во время проведения переписи опрос респондентов организуется следующим образом:

с 4 по 18 октября 2019 г. проводится перепись на стационарных участках и в сети Интернет – населению предоставляется возможность прийти на стационарный участок и сообщить о себе информацию или самостоятельно заполнить переписные листы посредством специализированного программного обеспечения в сети Интернет (в данный момент в стадии разработки);

с 19 по 20 октября 2019 г. продолжается опрос на стационарных участках и одновременно проводится актуализация списка адресов, необходимых переписчикам для проведения опроса – из списка адресов удаляются те, по которым население переписалось самостоятельно через сеть Интернет либо на стационарных переписных участках;

с 21 по 30 октября 2019 г. – основной состав переписчиков проводит опрос населения по месту жительства (пребывания).

О временном переписном персонале.

В состав переписного персонала входят:

- уполномоченные работники главных статистических управлений областей и города Минска;

- работники организаций;

- временный переписной персонал.

Временный переписной персонал проводит опрос респондентов с предъявлением соответствующего удостоверения личности посредством использования планшетных компьютеров, в исключительных случаях – переписных листов на бумажном носителе.

К подготовке и проведению переписи в качестве временного переписного персонала привлекаются:

- обучающиеся, получающие высшее и среднее специальное образование в очной форме получения образования;

- работники государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Президенту Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений и других организаций;

- граждане, зарегистрированные в органах государственной службы занятости населения в качестве безработных;

- пенсионеры.

Подбор временного переписного персонала в количестве, необходимом для проведения переписи населения Республики Беларусь 2019 года осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами (комиссиями по переписи горрайисполкомов).

Лицам, входящим в состав временного переписного персонала, предоставляются следующие гарантии:

- освобождение от работы (учебы) на период участия в подготовке и проведении переписи населения с сохранением места работы (должности, места учебы) и среднего заработка (стипендии) по месту работы (месту учебы) за счет средств нанимателей (учреждений образования);

- добровольное страхование от несчастных случаев;

- сохранение на период участия в подготовке и проведении переписи населения выплаты пенсии, пособия по безработице, статуса безработного.

О лицах, подлежащих переписи.

Переписи подлежат граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие в Республике Беларусь, а также граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, но на дату переписи временно пребывающие на территории иностранных государств.

Постоянно проживающими (пребывающими) в Республике Беларусь признаются лица, проживающие (пребывающие) непрерывно один год и более в Республике Беларусь по месту постоянного жительства (месту пребывания), а также временно отсутствующие в связи с выездом за границу сроком до одного года. Лица, выехавшие за пределы Республики Беларусь в командировку, на работу, учебу и тому подобное на срок 1 год и более, переписи не подлежат.

Для целей переписи местом постоянного жительства считается тот населенный пункт, одноквартирный жилой дом, квартира, другое жилое или нежилое помещение, используемое для проживания, в котором человек проводит большую часть своего ежедневного времени. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому он зарегистрирован.

О конфиденциальности персональных данных.

Персональные данные являются конфиденциальными, не подлежат распространению (разглашению), в том числе представлению в государственные органы и иные организации, и используются исключительно для формирования итоговых данных переписи населения.

Организационные меры по защите персональных данных переписи населения Республики Беларусь осуществляются в соответствии с Положением об организационных мерах по защите персональных данных переписи населения Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2009 г. № 1178 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 224, 5/30435).

Лица, входящие в состав переписного персонала, предупреждаются о необходимости обеспечения конфиденциальности персональных данных в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Граждане со своей стороны не должны препятствовать проведению переписи населения и предоставлять достоверные персональные данные согласно форме переписного листа.

Участие в переписи – это обязанность каждого жителя нашей страны!

ВОЗМОЖНОСТИ ГРАЖДАН ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ

В КАЧЕСТВЕ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Материал подготовлен на основе сведений

Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь,

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Малый и средний бизнес – важнейшая составляющая устойчивого развития национальной экономики.

В целях развития экономической активности населения, стимулирования легального осуществления и упрощения ведения гражданами отдельных видов деятельности в Республике Беларусь в 2005 году начат процесс создания привлекательных условий для развития частной инициативы.

Благодаря принятым системным мерам по упрощению административных процедур, устранению излишних барьеров и ограничений совершенствуются условия для ведения бизнеса и самозанятости граждан нашей страны.

Глава государства А.Г.Лукашенко на состоявшейся 22 декабря 2017 г. встрече с представителями белорусских деловых кругов озвучил свое требование к контролирующим органам и представителям местной власти: ”Если человек хочет что-то делать, не мешайте ему, а помогите. Если он чего-то не знает, объясните. Только таким отношением мы сможем обеспечить максимальную самозанятость людей“.

****

Условия для развития экономической активности населения

Национальным законодательством закреплены дополнительные гарантии занятости всем желающим заработать, занимаясь при этом любимым делом.

Главное, что граждане могут осуществлять такую деятельность без необходимости регистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.

Для зарегистрированных в службах занятости в качестве безработных предусмотрена возможность получения субсидий на организацию предпринимательской и ремесленной деятельности, оказание услуг в сфере агроэкотуризма.

Для лиц, занимающихся ремесленной деятельностью, оказанием услуг в сфере агроэкотуризма, реализацией отдельных видов товаров и оказанием (выполнением) некоторых услуг (работ), установлены специальные режимы налогообложения.

Справочно.

В вышеперечисленных случаях не предусмотрено ведение налогового учета. Порядок уплаты налогов (сборов) понятен и прост.

Без уплаты налогов граждане вправе осуществлять реализацию дикорастущей (лекарственных растений, ягод, грибов, орехов и др.), а также сельскохозяйственной продукции, выращенной в личном подсобном хозяйстве.

Осуществление физическими лицами деятельности без регистрации в качестве субъекта предпринимательства значительно упростилось благодаря развитию онлайн-сервисов налоговых органов.

В любом налоговом органе можно бесплатно получить доступ к личному кабинету плательщика. Для этого нужно единожды прийти с паспортом в налоговый орган, где плательщика зарегистрируют и предоставят логин и пароль к его личному кабинету. Для удобства возможно использование личного кабинета плательщика посредством мобильного приложения.

Использование личного кабинета плательщика позволяет гражданам, не посещая налоговый орган:

  • подавать уведомление об осуществлении вида деятельности по заявительному принципу без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • получать и распечатывать извещения на уплату налогов (сборов);
  • платить причитающиеся к уплате суммы налогов (сборов), воспользовавшись сервисами интернет-банкинга отдельных банков.

По состоянию на 1 января 2019 г. на учете в налоговых органах республики состоит 38,3 тыс. физических лиц, осуществляющих деятельность по заявительному принципу, что выше уровня соответствующего периода прошлого года на 15,3 тыс. человек.

Вниманию выступающих: здесь и далее целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретным региону, территории, населенному пункту.

Более подробно с информацией об уплате налогов и сборов можно ознакомиться на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (www.nalog.gov.by) в разделе «Налогообложение физических лиц» и (или) в контакт-центре налоговых органов по телефону 189.

Ремесленная деятельность

У белорусов и наших зарубежных гостей пользуются популярностью изделия мастеров-ремесленников, организовавших свой бизнес на изготовлении изделий ручной работы.

Ремесленная деятельность в нашей стране регулируется нормами Указа Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 364
”Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности“ (далее – Указ № 364).

В этом случае изделия изготавливаются с применением ручного труда и инструмента (использование промышленного оборудования не предусмотрено). Ремесленник работает самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам. Продукцию он может реализовать разными способами: на рынках, ярмарках, в своей мастерской, с применением интернет-рекламы, путем пересылки почтовым отправлением либо доставки любым видом транспорта.

Справочно.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь данная деятельность может осуществляться после ежегодной уплаты ремесленного сбора в размере 1 базовой величины (в настоящее время – 25,5 рубля).

Перечень видов ремесленной деятельности, которыми граждане могут заниматься по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, содержится в Указе № 364. Если ранее их число было ограничено, то в настоящее время указанный перечень является открытым.

В 2018 году в нашей стране насчитывалось 36,2 тыс. официальных ремесленников (выше уровня 2017 года на 6,8 тыс. человек).

Деятельность в сфере агроэкотуризма

Сельский туризм – один из самых привлекательных вариантов отдыха в Беларуси. Живописные пейзажи, благоприятная экология и неповторимый деревенский колорит привлекают гостей в агроусадьбы страны.

В целях дальнейшего совершенствования отношений в сфере агроэкотуризма, создания благоприятных условий для его развития, улучшения условий жизни граждан в сельской местности, малых городских поселениях и совершенствования сельской инфраструктуры
в 2017 году был принят Указ Президента Республики Беларусь № 365
”О развитии агроэкотуризма“ (далее – Указ № 365).

Указ № 365 закрепил право граждан, проживающих в сельской местности и имеющих земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания жилого дома, заниматься агроэкотуризмом без изменения целевого назначения этих земельных участков. Ранее оказывать услуги в сфере агроэкотуризма могли лишь граждане, имеющие в пользовании земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства.

Жилой дом, необходимый для размещения агроэкотуристов, может принадлежать как непосредственно гражданину, оказывающему услуги в сфере агроэкотуризма, так и членам его семьи. При этом допускается возведение гостевых домиков, которые не подлежат включению в жилищный фонд. Предоставлена возможность ведения деятельности в сфере агроэкотуризма также и на территории курортных зон (ранее такая возможность была ограничена).

Субъектам агроэкотуризма Указом № 365 предоставляется право оказывать широкий ряд дополнительных услуг, сопутствующих этому виду деятельности, в том числе проведение презентаций, юбилеев, банкетов, оказание услуг бань, саун и душевых, катание на животных (за исключением диких) и гужевом транспорте, предоставление инвентаря для спорта и отдыха, транспортное обслуживание агроэкотуристов.

Перечень услуг, которые лицо может оказывать в рамках агроэкотуризма, закрытый. Это значит, что любые другие услуги, не определенные Указом № 365, не подпадают под данную категорию.

Справочно.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь субъекты агроэкотуризма уплачивают один раз в год сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в данной сфере в размере 1 базовой величины.

На 1 января 2019 г. количество физических лиц – субъектов агроэкотуризма составило более 2 тыс. человек (выше уровня 2017 года на 230 человек).

Подробную информацию по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма можно получить в сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) исполнительных комитетах, а также отделах образования, спорта и туризма местных администраций районов в городах, районных исполнительных комитетов и городских исполнительных комитетов (в городах областного подчинения).

Реализация сельскохозяйственной продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве и дикорастущей продукции

Белорусам предоставлена возможность трудиться на родной земле и делиться плодами своей работы.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь
от налогообложения освобождаются доходы, полученные гражданами от реализации:

  • овощей и фруктов (в том числе в переработанном виде);
  • иной продукции растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады);
  • молочных и кисломолочных продуктов (в том числе в переработанном виде);
  • продукции пчеловодства;
  • иной продукции животноводства (кроме пушнины), полученной от домашних животных (крупный рогатый скот, свиньи, лошади, овцы, козы, кролики, сельскохозяйственная птица) как в живом, так в сыром или переработанном виде.

Данные доходы освобождаются от налогообложения на основании справки местного исполнительного и распорядительного органа, подтверждающей, что реализуемая продукция произведена плательщиком и (или) лицами, указанными в части первой пункта 19 Налогового кодекса Республики Беларусь, на земельном участке, находящемся на территории Республики Беларусь (за исключением случаев, установленных частью седьмой пункта 19).

Для получения справки физические лица представляют в местный исполнительный и распорядительный орган заявление, которое должно содержать сведения о месте нахождения земельного участка, его площади, а также о наименовании, количестве (объеме) и весе произведенной продукции, предназначенной для реализации. Заявление, представляемое физическим лицом – членом садоводческого товарищества, должно быть заверено председателем садоводческого товарищества.

Справочно.

Доходы, полученные от реализации продукции пчеловодства, освобождаются от налогообложения при условии, что наряду с такой справкой либо вместо нее (в случае, когда пасека размещена не на тех земельных участках, которые в установленном порядке предоставлены плательщику) плательщик представляет ветеринарно-санитарный паспорт пасеки и (или) свидетельство, оформленное на основании этого паспорта.

От налогообложения освобождаются также доходы, полученные гражданами от реализации населению лекарственных растений, ягод, грибов, орехов, другой дикорастущей продукции, а также сбора и сдачи лекарственного растительного сырья, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по промысловой заготовке указанной продукции.

Более подробно с информацией об уплате налогов и сборов можно ознакомиться на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (www.nalog.gov.by) в разделе «Налогообложение физических лиц» и (или) в контакт-центре налоговых органов по телефону 189.

Деятельность по реализации отдельных товаров и выполнению (оказанию) некоторых работ (услуг) населению

Одним из направлений социально ориентированной политики белорусского государства является увеличение спектра услуг населению, которые могут осуществлять граждане, не регистрируясь при этом в качестве индивидуальных предпринимателей.

Если раньше таких видов деятельности было 18, то Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 337 (далее – Указ № 337) ”О регулировании деятельности физических лиц“ их число расширено до 30. Виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской, при осуществлении которых предусмотрена уплата единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог), определены Налоговым кодексом Республики Беларусь (полный перечень указан в приложении 1).

В перечне легализованы виды экономической деятельности, которые сегодня фактически осуществляются физическими лицами в домашних условиях.

Справочно.

К примеру, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя уже не требуется при осуществлении ремонта часов, обуви, домашней мебели; производства одежды и обуви; штукатурных, малярных, стекольных работ; оказании парикмахерских услуг и др. При этом гражданам предоставлено право продавать изготовленные ими хлебобулочные, кондитерские изделия и готовую кулинарную продукцию на торговых местах на рынках или в иных местах, установленных местными исполнительными органами.

До начала работы по оказанию услуг населению необходимо:

  • уведомить налоговый орган о виде деятельности, периоде и месте ее осуществления;
  • уплатить единый налог, рассчитанный налоговым органом по установленным фиксированным ставкам.

Примеры.

1. Физическое лицо планирует в течение месяца 20 дней продавать на рынке в г.Жодино изготовленные им хлебобулочные изделия. Ставка единого налога в г.Жодино для данного вида деятельности установлена в размере 15 рублей за месяц. Данную сумму физическому лицу необходимо уплатить до начала деятельности. Если физическое лицо будет осуществлять такую деятельность менее 15 дней в месяц, то ставка налога будет уменьшена в два раза и сумма налога составит 7,5 рубля.

2. Физическое лицо планирует в течение полного месяца оказывать парикмахерские услуги в г.Дзержинске Минской области. Ставка единого налога в г.Дзержинске для данного вида деятельности установлена в размере 33 рубля за месяц. Данную сумму физическому лицу необходимо уплатить до начала деятельности.

3. Физическое лицо пенсионер по возрасту планирует в течение полного месяца оказывать услуги по ремонту обуви на территории г.Орши Витебской области. Ставка единого налога в г.Орше для данного вида деятельности установлена в размере 43 рубля за месяц. Поскольку физическое лицо является пенсионером и имеет льготы по налогу в виде снижения ставки на 20%, сумма налога составит 34,4 рубля, которую необходимо уплатить до начала деятельности.

В 2018 году деятельность, предусмотренную Указом № 337, осуществляли свыше 12 тыс. человек (32% от общего числа физических лиц, осуществляющих деятельность по заявительному принципу).

Содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности

Создание благоприятных условий для раскрепощения деловой инициативы граждан способствует экономическому росту регионов и появлению новых рабочих мест (особенно в сельской местности).

Обратившись в службу занятости по месту постоянного жительства, можно получить консультацию о порядке организации собственного дела и видах деятельности, наиболее востребованных на конкретной территории.

Безработные имеют возможность пройти обучение основам предпринимательской деятельности по направлению органов по труду, занятости и социальной защите (с выплатой стипендии во время обучения).

Также им предоставлена возможность получить финансовую поддержку в виде субсидии на организацию предпринимательской и ремесленной деятельности, оказание услуг в сфере агроэкотуризма.

Справочно.

Субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе, но с обязательным использованием по целевому назначению, указанному в договоре с безработным.

Преимущественное право на поддержку предоставляется безработным, которые в связи с положением на рынке труда не имеют возможности получить подходящую работу и организуют наиболее значимые для данной административно-территориальной единицы виды предпринимательской деятельности, определенные местными исполнительными и распорядительными органами.

Размер субсидии составляет 11-кратную величину бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ), действующего на дату заключения органами по труду, занятости и социальной защите с безработным договора о предоставлении субсидии, и может быть увеличен до 15-кратной величины БПМ при организации деятельности безработными, зарегистрированными по месту жительства в малых городах и районах с высокой напряженностью на рынке труда, сельских населенных пунктах.

Справочно.

С 1 ноября 2018 г. по 31 января 2019 г. размер БПМ составлял 214,21 рубля (пересматривается ежеквартально).

Для решения вопроса о предоставлении субсидии безработному необходимо подать в службу занятости по месту своей регистрации два документа:

  • заявление о предоставлении субсидии;
  • технико-экономическое (в том числе финансовое) обоснование (бизнес-план) эффективности организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.

Справочно.

Макет бизнес-плана, а также помощь в его разработке могут быть предоставлены специалистами службы занятости, либо в ходе обучения основам предпринимательской деятельности по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.

В 2018 году субсидии получили 1 716 безработных, в том числе 1 426 человек для организации предпринимательской деятельности, 275 – ремесленной деятельности, 15 – деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. При этом 1 037 безработных из числа получивших субсидию (60%) прошли обучение основам предпринимательской деятельности.

Наиболее популярными видами предпринимательской деятельности, которые организуются безработными, являются:

  • оказание различного рода услуг (транспортные, парикмахерские, проведение строительно-отделочных работ, пошив и ремонт одежды, техническое обслуживание и ремонт автомобилей);
  • торговая деятельность;
  • производство сельскохозяйственной продукции.
 

Примеры.

1. В Круглянском районе Могилевской области безработному после обучения на курсах основам предпринимательской деятельности была выделена субсидия для организации предпринимательской деятельности в размере 15 БПМ для организации разведения кроликов. Приобретя на эти средства необходимое оборудование и инвентарь, гражданин стал использовать для кролиководства подсобные помещения личного подворья (сарай и крытые навесы), а производимое мясо сдавать на Оршанский мясокомбинат.

2. В г.Бресте безработный (инвалид III группы) получил в июле 2018 года финансовую поддержку в виде субсидии. Выбрал вид предпринимательской деятельности – техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Добившись успеха, привлек к своей работе двух наемных работников.

3. В г.Витебске безработной (инвалиду) была выделена субсидия для организации ремесленной деятельности по изготовлению изделий ручной вышивки и др. Навыки приобрела в отделении дневного пребывания для инвалидов территориального центра социального обслуживания населения.

Участие самозанятых лиц в правоотношениях по государственному социальному страхованию

Стимулированию развития малого бизнеса, а также экономической активности граждан способствуют и произошедшие с 1 января 2019 г. изменения в сфере социального страхования.

Государство гарантирует самозанятым лицам возможность обеспечивать свое пенсионное будущее. Ранее у них такой возможности не было, и указанные граждане могли рассчитывать только на социальную пенсию.

Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2018 г. № 500 ”О государственном социальном страховании“ физическим лицам, осуществляющим деятельность, не относящуюся к предпринимательской, предоставлено право добровольного участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование).

Данные нововведения являются весьма актуальными с учетом происходящих изменений в пенсионном законодательстве в части повышения пенсионного возраста и увеличения требуемого стажа работы с уплатой страховых взносов (информация об условиях для назначения пенсий по возрасту приведена в приложении 2).

Чтобы участвовать в системе пенсионного страхования самозанятому лицу необходимо:

  • обратиться в районный отдел Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) по месту жительства. Адреса и контактные данные районных отделений Фонда можно найти на сайте ssf.gov.by;
  • предъявить паспорт и копию квитанции об уплате единого налога (или иной документ, подтверждающий осуществление деятельности, не относящейся к предпринимательской);
  • написать заявление о постановке на учет (бланк заявления выдаст сотрудник Фонда).

Пример.

Физическое лицо, проживающее в Первомайском районе г.Минска, оказывает парикмахерские услуги и уплачивает единый налог. В случае изъявления желания уплачивать взносы на пенсионное страхование данное физическое лицо должно обратиться в Первомайский районный отдел Минского городского управления Фонда с паспортом и документом, подтверждающим уплату налога. В отделе нужно будет заполнить заявление о постановке на учет.

Второй этап – непосредственно уплата взносов. По выбору гражданина вносить их можно еженедельно, ежемесячно или один раз в год (но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом). Размер ежегодного взноса на пенсионное страхование составляет 29% от суммы определяемого плательщиком дохода за периоды осуществления им деятельности. При этом сумма взносов должна быть не менее суммы, исчисленной за указанный период из суммы размеров минимальной заработной платы (с 1 января 2019 г. – 330 рублей).

Доход, из которого уплачены взносы, будет учтен при исчислении пенсии, а периоды уплаты взносов – включены в страховой стаж.

Пример.

Физическое лицо в период с января по май и с сентября по декабрь занималось репетиторством и за данный период произвело уплату страховых взносов исходя из размеров минимальной заработной платы. В таком случае 9 месяцев ему будут включены в страховой стаж, а для расчета пенсии принята минимальная заработная плата.

Платежи могут осуществляться как наличными деньгами в кассах банков, так и с использованием платежно-справочных терминалов, инфокиосков, интернет-банкинга, мобильного банкинга, банкомата, устройств приема наличных денег (cash-in) и других пунктов банковского обслуживания, подключенных к системе ”Расчет“ (ЕРИП).

Справочно.

Алгоритм действий при осуществлении платежа в Фонд посредством системы ЕРИП указан в подразделе ”Перечисление платежей“ раздела ”Сбор и уплата страховых взносов“ интернет-сайта Фонда (https://ssf.gov.by/ru/erip-ru).

Самозанятые лица отражают периоды осуществления (неосуществления) своей деятельности и суммы обязательных страховых взносов за эти периоды в индивидуальных сведениях по форме персонифицированного учета (форма ПУ-3). Для подготовки формы ПУ-3 можно скачать на сайте Фонда программное обеспечение либо скопировать его в органах Фонда на свои электронные носители.

Документы персонифицированного учета представляются в органы Фонда один раз в год (не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом). Они могут быть представлены как в электронном формате (с приложением документов на бумажных носителях, заверенных подписью плательщика) в орган Фонда по месту постановки на учет, так и в виде электронного документа, заверенного электронно-цифровой подписью (путем обращения на корпоративный интернет-портал Фонда http://portal.ssf.gov.by).

Справочно.

Основанием для подтверждения страхового стажа являются сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Информация выдается органами Фонда при обращении физического лица с заявлением, документом, удостоверяющим личность, и страховым свидетельством государственного социального страхования.

****

Государство продолжит прилагать все усилия по обеспечению максимально широких возможностей для самореализации граждан. Этот вопрос находится на постоянном контроле Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

Как особо подчеркнул Глава государства, ”важный вопрос – содействие занятости населения. Каждый, кто хочет работать, должен иметь такую возможность. Поэтому органам власти нужно оказывать помощь всем, кто в этом нуждается. Активно налаживать переобучение граждан, содействовать им в организации своего дела“.

 

Приложение 1

Перечень видов деятельности,

не относящихся к предпринимательской

Предоставление принадлежащих на праве собственности физическому лицу иным физическим лицам жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания;

выполнение работ, оказание услуг по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, а также моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий;

ремонт часов, обуви;

ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика;

сборка мебели;

настройка музыкальных инструментов;

распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов;

производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви из материалов заказчика;

штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов;

оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере;

парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру;

оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;

предоставление услуг по дроблению зерна, выпас скота;

репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);

чистка и уборка жилых помещений;

уход за взрослыми и детьми;

стирка и глаженье постельного белья и других вещей в домашних хозяйствах граждан, выгул домашних животных и уход за ними, закупка продуктов, мытье посуды и приготовление пищи в домашних хозяйствах граждан, внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги;

упаковка товаров, предоставленных потребителем;

кошение трав на газонах, уборка озелененной территории от листьев, скошенной травы и мусора;

музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий;

нанесение аквагрима;

деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально; предоставление услуг тамадой;

фотосъемка, изготовление фотографий;

деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;

видеосъемка событий;

услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных;

деятельность по копированию, подготовке документов и прочая специализированная офисная деятельность;

деятельность по письменному и устному переводу;

предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста;

ремонт швейных, трикотажных изделий и головных уборов, кроме ремонта ковров и ковровых изделий;

реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки);

реализация на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных художественных ремесел, созданных этими физическими лицами, продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (за исключением котят и щенков);

реализация на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах изготовленных этими физическими лицами хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции.

 

Приложение 2

Условия для назначения пенсий по возрасту

Год

Пол

Общеустановленный пенсионный возраст

Стаж работы с уплатой страховых взносов, требуемый

для назначения пенсии

2017

м

60,5

16

ж

55,5

2018

м

61

16,5

ж

56

2019

м

61,5

17

ж

56,5

2020

м

62

17,5

ж

57

2021

м

62,5

18

ж

57,5

2022

м

63

18,5

ж

58

2023

м

63

19

ж

58

2024

м

63

19,5

ж

58

2025

м

63

20

ж

58

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.